Огранка драгоценных камней: термины, виды, технологии

  • Дата создания статьи:
    16 ноября 2022
  • Вы прочитаете статью за:
    14 минут
  • Просмотров статьи:

Содержание

4.9 (14)

Натуральные драгоценные и полудрагоценные камни в природном состоянии непривлекательны. Они имеют неравномерный окрас, не блестят, а их форма часто напоминает простой камень с острыми стёсанными углами. Чтобы сделать их красоту явной, нужна огранка – после неё минералы приобретают форму, начинают «играть» на свету и демонстрировать завораживающие оптические эффекты. Попав на обработанную поверхность, лучи света преломляются, создавая сияние, проявляя природный цвет драгоценных камней. Ювелиры придумали разные виды огранок, которые придают минералам красивые контуры и блеск.

Почему камни нужно обрабатывать?

Правильная обработка приводит к появлению на поверхности камня мерцания и переливов – он начинает «играть» на свету. На искусственно созданных гранях лучи искривляются и раскладываются на цвета видимого светового спектра, что приводит к следующим эффектам:

  • смена окраски камня при изменении освещения;
  • создание бликов в виде линий (кошачий глаз) или многолучевых звезд (астеризм);
  • появление радуги (иридизация) и прочих.

Работа с природными камнями – сложное мастерство, почти искусство. Правильно огранить твердую поверхность минерала, имеющую сложные контуры, очень непросто. Ювелир должен принимать во внимание исходную форму, состав и строение минерала, находящего в его руках. Выбирая тип гранения, мастер учитывает количество и угол расположение фацет (граней), а также очертания, которые камень приобретет после завершения работы.

В руках ювелира камень получит от 30 до 240 граней – специалисты называют их фацетами. Каждая из них должна быть безупречно гладкой и соединяться с соседними под определенным углом. Талантливые мастера превращают неприметные камешки в сияющие шедевры искусства с гладкими и четко очерченными гранями.

Для создания безупречного камня, который будет роскошно смотреться на витрине магазина и привлечёт внимание покупателей, необходимо:

  • расположить грани так, чтобы поверхность заиграла под лучами света, приобрела блеск и прозрачность;
  • выделить и сконцентрировать природный цвет;
  • придать камню симметричную форму.

Любая огранка – это долгий, тщательный, творческий процесс, требующий опыта, мастерства и знаний. Его итогом становится кристалл идеальной формы, в котором максимально проявлен природный потенциал минерала.

Как развивалась огранка

Долгое время драгоценные камни обрабатывали вручную. Это не позволяло добиваться идеальной формы. Ювелиры древности не стремились создавать произведения искусства, их главной задачей было сохранение исходного веса минерала и сведение отходов к минимуму.

В середине 15 века в Европе появилась технология точечного раскалывания. Тогда камни стали гранить, отсекая лишнее специальным клинком и молоточком.

Только в начале 19 века, после изобретения парового устройства для огранки, ювелиры получили возможность придавать минералам симметричную форму. В 1892 году появилась гранильная машина, работающая на электричестве. Ее изобретателем стал Даниэль Сваровски – австрийский инженер и основатель знаменитой империи Swarovski. Его машина для автоматической обработки кристаллов работала с идеальной точностью, а технология огранки и шлифовки дошла до совершенства. Через 8 лет, в 1900 году, появилась ювелирная циркулярная пила. Мастера получили возможность обрабатывать камни, которые нельзя было расколоть при помощи молота. Инструмент снизил количество отходов, а у обработанных камней сохранялась максимальная первоначальная масса.

Термины, принятые в ювелирном деле

Чтобы уверенно разбираться в видах гранения, нужно понимать термины, которыми оперируют профессиональные ювелиры.

Названия частей камня:

  • Рундист – линия, по которой камушек делится на две части: верхнюю (корона) и нижнюю (павильон). Он защищает края от появления сколов, делает огранённый камень устойчивым к механическим повреждениям.
  • Корона – выпуклая верхняя часть, находящаяся после вставки в оправу на виду.
  • Павильон – часть, расположенная ниже рундисты, после вставки в ювелирное изделие ее не видно.
  • Калетта – самая нижняя точка павильона.
  • Площадка (таблица, лицевой торец) – плоская грань в центре короны.

Огранка – основные техники

В основм сейчас используется машинный способ, но некоторые до сих пор гранят драгоценности вручную. Автоматическая обработка подходит для прозрачных и частично прозрачных камней. С ее помощью создают множество мелких граней, от которых отражаются лучи, придающие камню яркий блеск. Вручную обрабатывают только ювелирные вставки, делая дорогие штучные изделия.

В прошлом камням придавали красивые формы шлифовкой, снимая все лишнее абразивом: песком и пемзой. Мастера стремились сделать поверхность идеально гладкой. Верхняя часть получалась плоской или выпуклой, без граней. Этот старинный метод используется и сейчас. Он называется “кабошон”. Его применяют при работе с непрозрачными и полупрозрачными камнями, идущими на изготовление колец, кулонов и серёжек. В этой технике отделывают переливающиеся минералы красивого цвета с «эффектом кошачьего глаза» или астеризма.

Прозрачные кристаллы лучше проявляют декоративные качества при фасетной огранке. Разработано множество ее схем. К основным относятся:

  • Клиньевая – грани короны и павильона имеют три угла, складываются в различные комбинации. Края площадки представляют собой стороны треугольников, расположенных вершиной вниз. Площадка может быть овальной, сердцевидной, квадратно или трапециевидной.
  • Фасеточная – грани имеют вид плоских многоугольников. Существует несколько разновидностей. Наиболее популярная — ступенчатая или лесенкой, когда фасеты спускаются от площадки к рундисте, образуя четко выраженные ступеньки.
  • Смешанная или фантазийная – объединяет выпуклые поверхности кабошонов с фасетами или клиньями. Используется, когда нужно раскрыть красоту камня нестандартной формы или получить уникальную драгоценность.

Существует ещё одна разновидность — «русская фацетная огранка». Метод возник на российских заводах. В нем акцент сделан на достижение идеальных пропорций и симметрии, а все лишнее безжалостно срезают. Способ позволяет получать первоклассные бриллианты за счет большой потери сырья.

Популярные виды огранки драгоценных камней

    «Круглая»

Разновидность появилась в начале XX века, сейчас является основной – так отделывают 75% ювелирных алмазов. Классическая круглая огранка бриллианта состоит из 57 фацет – этого количества хватает, чтобы кристалл проявил свою красоту, засиял и заблестел при попадании на него прямых световых лучей. Чем меньше граней, тем больше отходов. Для обработки камней очень скромного размера используют круглую огранку из 33 или 17 фацет, пренебрегая потерями сырья.

    «Овал»

Огранка получила распространение во второй половине XX века. Как и «Круг», она имеет 57 граней. Фацеты в форме клиньев складываются в изысканный овал. Эта огранка создает красивые переливы и блеск. Овальные камни используют для изготовления колец – их контуры выгодно подчеркивают длину пальцев и форму ногтей.

    «Маркиз»

После обработки камушек становится удлиненным, похожим по форме на лодку, приобретает заостренные края. Название эта огранка получила по имени знаменитой фаворитки французского короля — маркизы Помпадур. По легенде Людовик 15 приказал придворному ювелиру сделать кольцо, в котором камень был бы похож на улыбку его возлюбленной. Годом изобретения гранения «Маркиз» считается 1745. В дальнейшем форма постоянно усовершенствовалась, сейчас ее создают с помощью 55 фацет. Этот тип гранения используют главным образом для овальных камней.

«Груша»

Разновидность редкая, используется в ювелирных изделиях нечасто и подходит для минералов, предназначенных в колье. Камушек получается суженным, в виде капли, имеет 55-56 поверхностей.

«Принцесса»

Новинка, увидевшая свет в конце XX века. Камни, ограненные по типу «Принцесса», массово использовали для изготовления обручальных колец. Обработкой прозрачному кристаллу придают правильную четырехугольную форму, создавая на поверхности 49, 65, 68 граней. Квадратные и прямоугольные минералы вставляют в закрытую оправу, способную предупредить скалывание уголков.

    «Изумруд»

Эффектная ступенчатая обработка, подходящая для крупных прозрачных камней. Из рук ювелира выходит прямоугольный, со скошенными углами кристалл, пригодный для изготовления колец и любых украшений. Ограненный в технике «Изумруд» камень имеет широкую площадку и 8 боковых сторон, состоящих из расположенных тремя ярусами 65 фацет. По этому типу камни гранили еще в 15 веке. В начале 20 века форму использовала фирма Картье, создавая украшения в стиле арт-деко.

    «Сердце»

Необычная огранка, в результате которой камушек приобретает сердцевидную форму. Чтобы получить этот сложный контур, мастеру нужно сделать 57-58 граней. Способ возник в XX веке и был разработан для украшений с бриллиантами. Излучающие сильный блеск с глубокими переливами камни быстро завоевали всемирную любовь. Брошь с таким камнем носила королева Елизавета II. Любопытно, что для самого большого розового бриллианта в мире ювелиры выбрали именно этот метод отделки – получился камень весом более 15 карат, красивого розового цвета с завораживающими переливами. Кроме алмазов сердцевидный контур придают сапфирам, морганитам, шпинели и всем прозрачным и полупрозрачным минералам. Чем прозрачнее камушек, тем больше он заблестит после обработки.

    «Триллиант»

Разновидность появилась в Голландии в XX веке. Для обработки камня в форме равностороннего треугольника мастеру требуется выбить 31-52 граней. В России популярен «триллиант пятидесятидвухгранный». Стороны треугольника могут быть прямыми или слегка округлыми. Огранка создает глубину, яркий блеск и переливы и подходит для всех украшений: серег, подвесок; колец.

    «Ашер»

Огранка похожа на «Изумруд», но имеет больше уровней. Задача ювелира – создать у камня 25, 49, 72 грани, расположив их ступенями в виде восьмиугольника. В каждом ярусе будет 8 фацет, количество ярусов – от 3 до 5. Широкие фаски при взгляде сверху образуют диагональный крест. Способ появился больше 100 лет назад и носит имя своих создателей. Братья Ашер из Антверпена в 1902 году смогли усовершенствовать геометрию огранки «Квадрат» и запатентовали новую форму. Украшения огранки «Ашер» стали популярны к 30 годам прошлого века после распространение стиля арт-деко. Позднее на ее основе была создана огранка «Изумруд».

    «Радиант»

Разновидность позволяет раскрыть природный цвет, подчеркнуть прозрачность и сияние камней. Обработкой придают промежуточную между «Изумрудом» и «Принцессой» форму – получается восьмигранник в виде квадрата или прямоугольника со скошенными углами. «Радиант» переводится как «сияющий» — это название полностью характеризует достоинства такого камня. Сочетание треугольных граней разной длины создает звездный блеск, исходящий лучами во все стороны. Такие кольца имеют Дженнифер Лопес и Анна Курникова. На фото их украшения выглядят шикарно, стильно и гламурно, но при этом они комфортны, подходят для повседневного ношения.

    «Багет»

Квадратная или прямоугольная огранка, сделанная лесенкой, подходит только для безупречных экземпляров, потому что выставляет напоказ внутренние дефекты. Используется для небольших камней, собранных группами – их выстраивают на украшении в одну длинную линию, поэтому способ и получил такое название. Классический «Багет» подразумевает 33 грани и четыре яруса. Форма появилась в первой половине XX века и сразу стала популярной.

    «Октагон»

«Октагон» – это ступенчатый восьмигранник, который создают из крупных прозрачных драгоценных камней яркого цвета. От багета отличается скошенными углами. Обработка подходит для хрупких минералов. Она разрабатывалась специально для изумрудов, а позже её стали использовать для сапфиров, турмалинов и других камней. Способ идеален для выделения глубокого цвета, но проявляет любые включения, поэтому пригоден лишь для самых чистых экземпляров. Точных стандартов нет. Камень может иметь от 41 до 53 фацет.

    «Кушон»

Щадящий тип обработки, сохраняющий вес минерала. Способ появился в 17 веке с началом зарождения стиля «барокко». Его второе название – «Антик». Камню придают плавные формы овала или скругленного прямоугольника. Площадка имеет 8 углов. Боковые поверхности состоят из фацет в форме клиньев и ромбов.

    «Бриолет»

Старинный способ обработки крупных прозрачных камней вытянутой формы, разрабатывался для алмазов. Ювелир создает множество треугольных граней, заставляя кристалл рассыпать вокруг яркие искры света.

    «Квадрат»

Самоцветам, предназначенным для браслетов, часто придают квадратную форму, делая боковые поверхности гладкими и ступенчатыми. В «квадрате» немного граней, а площадка гладкая и широкая. После этой обработки он не сможет создавать много бликов, зато продемонстрирует насыщенный цвет. Для обработки данным способом используют непрозрачные виды минералов.

Поделитесь статьей в соцсетях:


Полезная информация

15 октября 2024 Кто такой геммолог
Недобросовестные продавцы выдают синтетические аналоги, имитации или облагороженные варианты за...
12 августа 2023 ТОП-10 геммологических лабораторий
Приобретение качественного цветного драгоценного камня, не только рубина, сапфира или...
2 августа 2023 Инвестиционный рейтинг драгоценных камней
За последние 5 лет все больше классов активов рассматриваются с...
28 июля 2023 Что такое геммологическая экспертиза
Недобросовестные продавцы выдают синтетические аналоги, имитации или облагороженные варианты за...
3 июля 2023 Что лучше выбрать — золотые монеты или слитки?
Инвестирование в золото — надёжный и стабильный способ сохранения капитала....
30 мая 2023 Как взять кредит под залог недвижимости
Деньги под залог недвижимости — это форма кредита или займа,...

Уважаемые клиенты, при выборе ломбарда, проверяйте, не попал ли он в черный список Центрального Банка России

Подробнее