Виды плетения цепочек

  • Дата создания статьи:
    1 ноября 2022
  • Вы прочитаете статью за:
    21 минута
  • Просмотров статьи:

Содержание

5 (1)

Цепочка – это универсальное украшение, которое подходит как женщинам, так и мужчинам. Она может подчеркнуть брутальность или нежность своего владельца, привлекая внимание своим ярким блеском или плетением. Цепочки носят как одиночные аксессуары или украшают подвесками, крестиками, ладанками или помолвочными кольцами после свадьбы.

Плетение цепей — одно из древнейших ремёсел. Постепенно оно изменилось, превратившись в искусство. Начиная с Античности, мастера плетения научились создавать утончённые украшения, переплетая между собой тонкие металлические пластины или проволоки. Искусство развивалось, узоры на цепочках становились всё более изощрёнными, а технологии помогли значительно упростить их изготовление.

Посетив ювелирный магазин, от разнообразия цепей голова может пойти кругом. Статья поможет определить: какие виды плетения цепей существуют, их названия, как выбрать толщину ювелирного украшения и гармонично скомбинировать его с подвеской.

Как плетут цепи

Количество видов плетения цепей превышает 50. Для их изготовления применяют три способа – ручное плетение, машинная вязка и штамповка. Метод влияет не только на внешний вид готового украшения, но и на его практические свойства: долговечность и удобство при носке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  • Машинное плетение

В этом случае цепочки плетут не люди, а специальное оборудование (станки). Они настолько точны, что могут создать ажурные украшения, толщина которых не превышает 0,2 мм.

Станки помогают удешевить производство и ускорить его. В минуту простой станок для плетения способен создавать и соединять между собой около 500-600 звеньев. После работы станка аксессуары нагреваются в печах до высоких температур (примерно 800 градусов). Кольца цепи предварительно обрабатываются реагентом, который при нагреве соединяет их, делая литыми. Место спаивания колец становится незаметным, и в этом — большой плюс машинного плетения. Большинство украшений в ювелирных магазинах выполнены именно этим способом.

  • Ручное плетение

В России ещё остались ювелирные мастерские и фабрики, на которых используют ручное плетение золотых цепочек. Это кропотливый труд, требующий от мастера-цеповяза опыта и навыков. Мастера вначале формируют кольца нужного диаметра из проволок (драгоценного металла), после под сильным увеличительным стеклом соединяют звено к звену, создавая выбранный заказчиком узор. На этом работа не заканчивается – все колечки нужно спаять, чтобы они не разошлись и украшение не пришло в негодность. После заняться постобработкой: заточкой, инкрустацией, креплением застёжки.

Человек не может соединять 500 звеньев в минуту, как машина, потому цена таких аксессуаров очень высока. К ручному труду прибегают когда нужно создать уникальное или нестандартное аристократическое украшение с необычным дизайном. Вес украшений ручной работы не может быть меньше 6 грамм, так как ювелиры-цеповязы используют более толстые драгоценные проволоки, нежели при машинной обработке.

Плюсы ручного плетения – возможность создать аксессуар в единственном экземпляре и отсутствие ограничений в дизайне. Если у вас есть дома золотой лом (ненужные кольца, цепи, серьги, подвески) – можно отнести их мастеру и заказать красивую цепочку. Такие украшения обычно носятся годами, сохраняя свой первозданный вид.

  • Штамповка

Название метода обусловлено использованием звеньев, созданных с помощью штампов. Лист тонкого металла прорезают заранее подготовленными штампами, быстро получая много звеньев любой формы, а также толщины.

Штамповка – самый дешевый метод изготовления серебряных и золотых цепочек. Звенья при его использовании не спаиваются, а просто продеваются друг в друга. Сама же цепочка получается объёмной, с необычными элементами – ромбовидными, круглыми, в форме сердечек, звёздочек, птичек.

Используя штамповку, можно получить необычные украшения, но все они имеют ряд недостатков. Аксессуары легко деформируются и их проблематично ремонтировать. При носке они могут вызывать дискомфорт, если имеют острые края, а на ночь их обязательно нужно снимать. Из-за простоты производства и капризности во время носки – цена на такие аксессуары ниже, чем на созданные машинным или ручным способом.

Пустотелые и цельные цепочки

Независимо от используемой технологии, все цепи делятся цельные и пустотелые.

Каждый сегмент цельной изготовлен из одного металла. В них нет пустот — их наличие говорит об ошибках в технологии. Такие цепи практичны, устойчивы к деформациям, но имеют больший вес, чем пустотелые. Цельные цепочки легко ремонтировать – ювелир просто убирает испорченное звено и изготавливает новое.

Пустотелые цепи (их ещё называют «дутыми») изготавливаются по особой технологии. Вначале создаётся сердцевина звена – её делают из железа или другого недрагоценного металла. На неё наматывают тонкий слой серебра или золота. При помощи химической реакции сердцевина удаляется. Таким образом получается полый элемент для создания украшений.

Пустотелые цепи очень лёгкие, а их цена значительно ниже, чем у цельных, так как при создании используется меньше драгоценного металла. Из «дутых» элементов можно создавать массивные и объёмные украшения: цепочки, серьги, браслеты. Выглядят они стильно, но легко деформируются. Носить их нужно аккуратно – не все аксессуары подойдут для ежедневной носки. При поломке их сложнее ремонтировать.

Покупая «дутые» аксессуары, обратите внимание на шов, расположенный на звеньях. Опытный ювелир всегда сделает его едва заметным и расположит с внутренней стороны. Если шов находится спереди или имеет неровности – лучше отказаться от покупки.

Якорное плетение и его виды

Якорное плетение — самое простое. Оно классическое — применяется в ювелирном деле и  промышленности. В нём звенья одного размера скрепляются под прямым углом, что создаёт большой объём. Сами колечки могут быть любого размера, диаметра или формы: круглые, квадратные, ромбовидные.

Мужчины выбирают брутальные массивные варианты. Женщины, чаще всего, отдают предпочтение тонким вариантам и дополняют их ажурными подвесками.

Виды:

  • Двойная якорная. При её создании между двумя соседними звеньями добавляется третье. Такой формат чаще выбирают те, кто планирует носить аксессуар без подвесок. Короткие якорные двойные цепи обычно имеют большой объём и внушительную толщину, а длинные делаются тонкими и меньшего диаметра.

  • «Ролло». Его особенность — в форме самих звеньев. Они имеют круглую, продолговатую или ромбовидную форму. Внутри каждое звено плоское, а наружный слой объёмный, имеет форму овала.
  • «Гарибальди». В плетении применяют сразу несколько колец вместо одного. Гарибальди выглядит деликатно, особенно если выполнено из тоненьких звеньев. Впервые его изготовили в Италии, после революции, в честь политического деятеля Гарибальди и его жены Аниты. Несмотря на ужасные события, пара всегда оставалась вместе и разделяла одни взгляды. Поэтому красивое плетение можно назвать даже романтичным.

  • Морская якорная. Каждое звено имеет перемычку – прямо как на настоящих корабельных цепях. Она делает аксессуар более крепким, устойчивым к разрывам и деформации, а также придаёт оригинальный вид.

Панцирное плетение

Панцирный тип был создан на основе якорного. В отличие от своего «прародителя», звенья в нём соединяются не под прямым углом, а прилегают друг к другу, создавая одну плоскость. Изменяется и форма самих колечек – они изгибаются по форме восьмёрки, а после — шлифуются. Шлифовка делает драгоценность более яркой, блестящей и переливающейся при солнечном или искусственном свете. Даже изготовленные из недрагоценных металлов цепи имеют привлекательный блеск.

Сцепление в виде «панциря» с плотно прилегающими частями нравится мужчинам. Такие браслеты и цепи подчеркивают брутальность своего владельца и могут привлечь внимание к широким рукам или шее.

Виды:

  • «Ромб». Классический вариант предполагает скрепление круглых колец, но в ромбовидном каждое отдельное звено выполнено в форме обточенного ромба. Сплетение при этом может быть двойным или тройным. Изготовленные из тонкой проволоки украшения выглядят утончённо и подходят девушкам.

  • «Фигаро». Сцепление было разработано и названо ювелирами известной французской компанией Cartier. В ней чередуются короткие и длинные звенья, но их толщина и форма остаются неизменными. В большинстве случаев фигаро носят как самостоятельное украшение, не дополняя подвесками. При этом цепь может быть короткой или очень длиной.

  • «Love». Звенья имеют форму сердечка. Соединяясь, они создают интересный узор, который ценится девушками. Чаще цепочки такого типа не нуждаются в дополнительных аксессуарах, но при малой толщине их можно дополнить небольшой подвеской в цвет основного металла.
  • «Нонна». В каждое большое звено цепи добавлено ещё одно, меньшего размера. В переводе с итальянского сплетение означает «бабушкино». Мужчины ценят его за объёмность и плотность, а женщины – за изящный узор. Если украшение из «нонны» тонкое – его можно украсить кулоном.

Плетение «Бисмарк»

«Бисмарк» — это надёжная цепь, названная в честь Отто фон Бисмарка. Канцлер Германской империи отличался сильным характером и уверенностью в себе. Неудивительно, что названное в честь него сплетение нравится мужчинам.

Каждое звено украшения располагается в разной плоскости, а плетётся оно из множества маленьких частей. Кольца могут быть тонкими или толстыми, но украшение всегда получается массивным и объёмным.

Виды:

  • «Питон». Выглядит как две цепи якорного плетения, соединённые вместе ещё одним рядом колец. Питон имеет большую ширину, из-за чего часто используется для создания браслетов. Своё название цепь получила из-за схожести с кожей большой змеи.

  • «Ручеёк». В плетении средние детали имеют форму восьмёрки. Из-за них ювелирные изделия выглядят как бегущий золотой или серебряный ручей. При большой длине такие украшения имеют большой вес, так как среднее кольцо «восьмёркой» — литое.

Змеиные цепи

Цепочки, похожие на маленькие змейки, также называются жгут или тонда. Каждое звено в них – это прямоугольник, имеющий большую ширину и малую высоту. Прямоугольники плотно прилегают к друг-другу, не оставляя зазоров. Поверхность цепи получается гладкой и блестящей.

Тонкие «змейки» часто пополняются подвесками, крестиками или ладанками. При этом сама подвеска может иметь яркие элементы, перетягивая внимание на себя. Цепь в этих случаях выступает дополнением. При большой ширине аксессуар используется в качестве самостоятельного – его не дополняют ни серьгами, ни подвесками. Допустимым считается браслет такого же типа, как и цепочка.

«Змейки» многим нравятся, но они неудобны для ежедневной носки. В них нельзя спать, переодеваться или заниматься спортом. Любое механическое воздействие может привести к образованию залома. Убрать такие деформации сложно – не каждый ювелир возьмётся за ремонт.

Жемчужное плетение

Перлина, шарики, шарик-бочка – это всё названия жемчужного плетения. В России такие украшения могут называться «бусами», хотя плетение значительно меньше. В его основе – драгоценные металлические шарики или бочонки с отверстием, через которое продевают проволоку. В России плетение появилось в 90-е и понравилось модницам. Сегодня оно встречается всё реже, уступив место кружевным сплетениям.

«Улитка»

Каждая цепочка имеет витиеватую форму, создавая узор улитки. Такие цепочки прочные и комфортные для ежедневной носки. Они на заламываются, не деформируются и очень редко повреждаются из-за большой толщины металла в завитках.

«Колосок»

Форма и внешний вид «колоска» похожа на панцирное плетение. Звенья в этом формате скручиваются по спирали, из-за чего создаётся круглая форма цепочки. Она удобная при носке и не заламывается, часто становясь украшением для каждого дня. Крупные цепи-колоски могут стать дополнением праздничного или вечернего образа.

Веревочная цепь

Верёвочные или канатные цепи встречаются часто. Классический вариант предполагает соединение каждого звена с двумя другими. Такое крепление создаёт завиток, похожий на естественное скручивание. Вторым форматом является французский канат – в нём каждый кружок имеет большую толщину и готовое изделие выглядит литым. Кольца очень плотно прилегают к друг-другу. В отличие от «змеек», веревочки не заламываются и подходят для ежедневной носки.

Как выбрать длину цепочки?

Перед покупкой аксессуара лучше заранее определить нужный размер. Измерить свои параметры можно при помощи портновской ленты или нитки. Портновскую ленту оберните вокруг шеи и прибавьте от 5 до 8 сантиметров, в зависимости от желаемой длины. Для измерений ниткой приложите её вокруг шеи в районе ключиц, а после — замерьте линейкой.

Золотые цепочки не нуждаются в таком точном размере, как браслеты или кольца. Поэтому можно следовать общим рекомендациям от ювелиров. Аксессуары от 40 до 55 сантиметров считаются женскими, а от 50 до 60 см – мужскими.

  • 40 см – короче них — только ожерелья, плотно прилегающие к шее выше ключиц. Аксессуары 40 сантиметров подходят тем, кто хочет носить украшение всегда на виду. Они не опускаются ниже ложбинки между ключицами и видны даже под футболками. Редко их носят с кулонами.
  • 45 см – классическая длина. Подходит женщинам и мужчинам худощавого телосложения, а также для ношения любых кулонов, крестиков, ладанок.
  • 50 см – привлекает внимание к зоне декольте. Может надеваться как под, так и поверх одежды. 50-сантиметровые цепочки хорошо гармонируют с другими аксессуарами: серьгами и браслетами.
  • 55 см – классическая длина для мужской цепи. Ювелирные украшения комбинируются с крестами и ладанками, так как это позволяет скрыть их от чужих глаз под одеждой.
  • 60 см – подходит крупным мужчинам. Составит пару тяжелым серебряным или золотым крестам, нательным иконам. На женщинах и мужчинах низкого роста будет выглядеть слишком длиной.

Как подобрать толщину цепочки

Самые тонкие аксессуары имеют длину в 2-3 миллиметра. Их выбирают женщины и чаще всего носят в паре с кулонами или крестиками. Малый диаметр ограничивает тип плетения, но не вызывает дискомфорта при ежедневной носке.

Диаметр в 4-5 миллиметра универсален. Его носят женщины и мужчины, украшая подвесками или без дополнительных декоративных элементов.

Цепочки из драгоценного металла от 7 мм не носят с кулонами или крестиками. Женщинам в качестве ежедневного украшения они подходят редко из-за большого объёма и веса. Их предпочитают мужчины крупного телосложения с широкой шеей и плечами.

Лучшие металлы для цепочек

Золото разного цвета и серебро – самые практичные металлы для изготовления мужских и женских цепей.

Для ежедневной носки ювелиры советуют золото 585 пробы. Цепочка из такой пробы обладает ярким блеском и высокой устойчивостью к повреждениям. Драгоценный металл 750 пробы более мягкий, из-за чего на аксессуаре могут быстро появится потёртости, царапины и деформации. Украшения 750 пробы требуют тщательного ухода и бережного хранения, что вызовет трудности при регулярной носке.

Серебро 925 пробы считается хорошим выбором любителей серо-белого металла. Минус серебра — в возможности его окисления из-за пота, воды и косметических средств. Для предотвращения быстрого потемнения или появления пятен металл можно покрыть слоем родия. Он придаст аксессуару яркий серебряный блеск как у белого золота, защитит его от окисления и сделает прочным.

Золото тоже можно подвергнуть процедуре родирования. В таком случае оно обретёт серебряный цвет и станет прочнее. Родированый слой защитит аксессуар от негативных воздействий на срок от 3 до 10 лет.

В чём отличие цепочки под подвеску?

Цепь под кулоны или крестики имеет малую или среднюю толщину от 2 до 5 миллиметров. Их изготавливают с более простыми плетениями, не украшают декоративными вставками или камнями. Дизайн для украшений выбирают сдержанный – они не должны перетягивать на себя внимание, а лишь подчеркивать подвеску, удерживая её на шее.

Цепи не для подвесок могут иметь сложное красивое плетение, фантазийный дизайн, вставки из драгоценных или полудрагоценных камней. В них может сочетаться несколько плетений в несколько рядов, а надевают их как по одной, так и по несколько штук.

Виды замков цепей

Определив желанный внешний вид цепи (строгие варианты или фантазийные) стоит уделить внимание застёжке. Именно она оберегает украшение от потери, удерживая на шее. Замок должен быть крепким, надёжно закрываться и не иметь просветов после защёлкивания. Перед примеркой украшения попробуйте самостоятельно его застегнуть – должно быть удобно, чтобы снимать украшение и без проблем его надевать.

Тип используемого замка зависит от веса цепочки и плетения. Большие тяжелые аксессуары крепятся на карабины – они выдержат большую нагрузку, при этом будут комфортными для владельца. Маленькие тонкие украшения имеют шпрингельный замок (застёжка-колечко).

 

Поделитесь статьей в соцсетях:


Полезная информация

12 августа 2023 ТОП-10 геммологических лабораторий
Приобретение качественного цветного драгоценного камня, не только рубина, сапфира или...
2 августа 2023 Инвестиционный рейтинг драгоценных камней
За последние 5 лет все больше классов активов рассматриваются с...
28 июля 2023 Что такое геммологическая экспертиза
Недобросовестные продавцы выдают синтетические аналоги, имитации или облагороженные варианты за...
3 июля 2023 Что лучше выбрать — золотые монеты или слитки?
Инвестирование в золото — надёжный и стабильный способ сохранения капитала....
30 мая 2023 Как взять кредит под залог недвижимости
Деньги под залог недвижимости — это форма кредита или займа,...
23 мая 2023 Бриллианты lab-grown
Натуральные алмазы — это удивительной красоты драгоценные камни, которые сформировались...

Уважаемые клиенты, при выборе ломбарда, проверяйте, не попал ли он в черный список Центрального Банка России

Подробнее